МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА И АДАПТАЦИИ К РЫНКУ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения
квалификации в сфере профессионального образования»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ
ТРУДОУСТРОЙСТВА И АДАПТАЦИИ К РЫНКУ ТРУДА
ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Составители:
Плиско Л.В.- руководитель Центра прогноза кадровых потребностей и
содействия выпускников.
Долгова С.А.- главный специалист Центра прогноза кадровых потребностей и
содействия выпускников.
Хабаровск
2014
В настоящее время система профессионального образования, как и
образовательная система России в целом, претерпевает существенные
изменения.
Проблема трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников – одна из
самых актуальных проблем, в решении которой заинтересована вся система
профессионального образования.
«В крае складывается достаточно тревожная ситуация по динамике численности
трудоспособного населения и потребностей работодателей в трудовых ресурсах.
К 2015 году прогнозируемый кадровый «дефицит» может составить более 80

тыс. человек, а к 2020 – уже более 100 тыс. человек» (Государственная
программа Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики
Хабаровского края» утверждена постановлением Правительства Хабаровского
края от 05.06.2012 № 177-пр).
Таким образом, одна из самых важных проблем в Хабаровском крае и ДФО —
это проблема недостатка рабочих рук. Она порождает и перекосы в развитии
всей экономики, и недостаточный уровень развития в тех или иных отраслях.
Возникает необходимость заниматься более тщательным регулированием
миграционных потоков. Из края уезжают люди работоспособного возраста,
высокой квалификации, а приезжают мигранты совершенно не той категории.
Возрастающая тенденция к внешней миграции наглядно демонстрирует
динамику дефицита трудового потенциала края.
Данные УФМС РФ по Хабаровскому краю за период с 2011г. по 9 месяцев
2014г. приведены в таблице №1:
Таблица №1
9
месяцев
2014 г.
12
месяцев
2013
12
месяцев
2012 г.
12
месяцев
2011 г.
Въехало иностранных граждан и лиц
без гражданства (далее ИГ и ЛБГ)
43940 41282 33476
Выехало иностранных граждан и ЛБГ 46207 41963 35178
Оформлено приглашений ИГ 12356 26907 29756
Оформлено патентов на ИГ 12457 17580 16708 10842
Оформлено разрешений на работу ИГ 12798 17961 19552 21966
Поставлено на миграционный учет по
месту пребывания ИГ и ЛБГ
100 685 129908 127880 102920
Снято с миграционного учета ИГ и ЛБГ 72253 79408
Оформлено виз 12955 13485
из них учебных 899 962
рабочих 11712 12011
В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в
оценке выпускников профессиональных образовательных организаций
становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность,
обеспечивающие конкурентоспособность специалиста.
Существенным признаком конкурентоспособности выпускников
профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) является их
успешная адаптация на рынке труда и занятости.

Адаптация выпускника ПОО к рынку труда представляет собой процесс
приспособления его к требованиям рынка и профессиональной деятельности.
Целью адаптации можно считать нахождение выпускником полноценного
рабочего места, то есть соответствующего профессии и уровню квалификации,
устраивающего его по условиям и режиму труда, заработной плате, гарантиям
занятости, возможностям карьерного и творческого роста.
Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями
рынка, из которых он не всегда выходит победителем.
В настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу
безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных:
Рис.1. Доля молодежи от общего числа безработныхКроме того, 27 % от общей совокупности безработной молодежи составляют
выпускники профессиональных образовательных организаций:
Рис.2. Выпускники ПОО среди безработной молодежиПроблемы, с которыми сталкиваются сегодня дипломированные специалисты
при поиске работы и адаптации на новом рабочем месте, можно объединить в 2
группы факторов: объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся:1.Несоответствие между структурами потребностей рынка труда и
выпуска специалистов.
Существует несоответствие между тем, какие профессии на конкретный момент
требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких профессий выпускают
образовательные организации (Приложение 1).
2.Недостаточная информированность выпускников ПОО о тенденциях и
навыках поведения на рынке труда.
Несмотря на проводимую работу службами по трудоустройству в
образовательных организациях, направленную на содействие в поиске работы и
поведении на рынке труда, все-таки остается часть выпускников, которая

недостаточно информирована о возможностях поиска работы, успешного
трудоустройства.
3.Недостаточно эффективная система взаимодействия учебного
заведения и работодателя.
С каждым годом растет потребность у работодателей поддерживать прямые
связи с ПОО. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования
удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, которое
ежегодно проводится Центром прогноза среди предприятий Хабаровского края:
Рис.3. Потребность в сотрудничестве с учебными заведениями4.Дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии).
Дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) в 2014 году
наблюдается по следующим уровням образования (Приложение 1):
Физико-математические науки;Воспроизводство и переработка лесных ресурсов;Культура и искусство;Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;Авиационная и ракетно-космическая техника;Морская техника;Приборостроение и оптотехника;Электронная техника, радиотехника и связь;Информационная и вычислительная техника;Химическая и биотехнологии.
5.Несоответствие условий труда, предложенных работодателем,
профессиональным нормам и требованиям.
Работодатели зачастую предлагают непривлекательные условия труда для
молодых специалистов.
6.Завышенные требования со стороны работодателей.
Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ПОО для
многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. Казалось бы,
какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к
концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы,
то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие
специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве

дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к
сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих выпускников без
работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по
специальности.
7.Низкий уровень заработной платы.
Молодым специалистам трудно найти высокооплачиваемую работу. Тот
уровень заработной платы, который работодатель устанавливает для молодых
специалистов без опыта работы, существенно занижен, по сравнению с уровнем,
предложенным опытным соискателям. По данным сайта «Superjob.ru», был
проведен сравнительный анализ зарплат, данные которого представлены в
таблице 2:
Таблица 2

наименование вакансиизаработная плата соискателя, тыс.руб.
с опытом работы без опыта работы
электрогазосварщик от 30 22-25
повар от 25 18-23
токарь-универсал от 40 25-30
электрик 25-27 19-23
слесарь 30 20-24
8.Несоответствие компетентности выпускников требованиям
работодателя.
Согласно социологическому исследованию удовлетворенности работодателей
качеством подготовки выпускников, в 2014 году менее 50% работодателей
удовлетворены уровнем подготовки молодых специалистов:
Рис.4. Удовлетворены ли Вы уровнем подготовки выпускников?9.Ориентированность большинства организаций в основном на
достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие.
Примерно 65% работодателей считают, что выпускники
профессиональных образовательных организаций нуждаются в
доучивании. Но только крупные хозяйства берутся доучивать молодых
специалистов. Мелким хозяйствам и компаниям такая процедура не по
карману, и они ищут компетентных работников, с которыми не нужно
«возиться».
Также мелкие предприятия ориентированы на быстрое получение прибыли и
быстрый результат, поэтому берут готовых сотрудников с опытом работы.

10.Низкий общественный статус некоторых профессий
(специальностей).
Многие рабочие профессии не востребованы выпускниками из-за
непрестижности и низкой оплаты труда, поэтому зачастую работодатели
сталкиваются с проблемой заполнения вакансий по профильным для
предприятия рабочим профессиям и специальностям, и, как показывают
данные социологического исследования удовлетворенности
работодателей качеством подготовки выпускников, эта тенденция в
нынешнем году увеличилась:
Рис.5. Проблема с заполнением вакансий по профильным для предприятия рабочим
профессиям и специальностям
К субъективным факторам относятся:1.Нежелание работать по полученной специальности.
Основными мотивами выпускников являются низкий уровень заработной
платы, непрестижность профессии.
2.Завышенный уровень притязаний.
Выпускник предъявляет завышенные требования к будущей работе, желает
сразу высокий уровень заработной платы. А работодатели считают, что такие
претензии, как высокая зарплата не ниже 20 000 рублей – слишком большая
роскошь для людей с нулевым опытом работы. Ведь брать на работу
приходиться "кота в мешке". Неизвестно, что за знания на самом деле получил
выпускник в процессе обучения и сможет ли применить их на практике. Скорее
всего молодому специалисту последует отказ.
3.Низкий уровень активности при трудоустройстве.
Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а
соответственно не используют многие из существующих возможностей
нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в
некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
4.Нежелание повышать квалификацию, овладевать смежными
профессиями.
Нередко выпускник имеет низкий уровень профессиональных знаний и умений
в связи с отсутствием мотивации и интереса к обучению.
Исходя из вышеперечисленных факторов, профессиональным образовательным
организациям необходимо выстроить системный подход в работе по
содействию трудоустройству выпускников, реализуя эту работу через центры
содействия трудоустройству выпускников.

Основные направления деятельности профессиональных образовательных
организаций по содействию трудоустройству выпускников
1. Изучение состояния рынка труда, использование данных прогноза
кадровой потребности.
2. Системный мониторинг по удовлетворенности работодателей к уровню и
структуре подготовки выпускников, а также других исследований,
способствующих повышению соответствия компетенций выпускников
ПОО требованиям рынка труда.
3. Проведение систематической работы по корректировке базы данных о
предприятиях (организациях) – работодателях, базы данных обучающихся
и выпускников – соискателей рабочих мест.
4. Реализация системы мер по пропаганде рабочих профессий и
специальностей, необходимым отраслям экономики; разработка и
реализация профориентационных проектов, направленных на
привлечение молодежи, на обучение и пропаганду рабочих профессий.
5. Реализация системного подхода по профессиональной ориентации
обучающихся и студентов ПОО, вступающих в трудовую деятельность,
формированию у них интересов к профессиям данного производства в
процессе их производственной практики и трудового процесса на
предприятиях.
6. Осуществление взаимодействия со средствами массовой информации в
части, касающейся профориентационной работы.
7. Использование в полной мере возможностей веб-сайта образовательной
организации для поддержки содействия обучающихся и студентов и
трудоустройству выпускников.
8. Активное сотрудничество с региональным центром занятости населения
по вопросам пополнения банка вакансий.
9. Активное использование инновационных практик, проявление
инициативы в деле сотрудничества, обмена опытом, инициирования
проектов между ПОО по содействию трудоустройства выпускников.
10. Разработка мастер-классов и тренингов, посвященных личностному и
профессиональному росту обучающихся и студентов.
11. Внедрение в практику работы принципов профотбора и профподбора.12. Введение в образовательные программы ПОО цикла семинаров
(факультативов), модулей по актуальным технологиям трудоустройства,
занятости и карьерного роста обучающихся, студентов и выпускников, по
умению анализировать современный рынок труда, способностью к
самопрезентации.
13. Включение в образовательный компонент ПОО следующих дисциплин:
«Психология жизнеспособности и позитивной адаптации», «Психология
карьеры», «Технологии самопрезентации».
14. Проведение профессиональной, производственной и социальной
адаптации будущих квалифицированных рабочих и специалистов через
весь образовательно-воспитательный процесс (учебные программы,
планы, факультативные занятия).
15. Создание условий для обучающихся и студентов старших курсов,
позволяющих им совмещать работу и учебу:
- построение учебного процесса таким образом, чтобы студенты
старших курсов были свободны от занятий во второй половине
дня;
-проведение факультативов по планированию дня и грамотному
использованию рабочего времени.
16. Активизация работы по взаимодействию с предприятиями и
организациями, выступающими в качестве работодателей для
обучающихся и выпускников.
Успешность трудоустройства выпускников профессиональной образовательной
организации результат совместного функционирования системы
профессионального образования, рынка труда и потребностей экономики в
целом, от которого во многом зависит то, насколько продуктивен будет процесс
подготовки и адаптации выпускников к выходу на рынок труда.
Для эффективного решения проблемы трудоустройства выпускников учебных
заведений, необходимо продолжать совместную работу центров содействия
трудоустройству выпускников профессиональных образовательных
организаций, региональных служб занятости и предприятий Хабаровского края
с учетом данных прогноза кадровой потребности, для эффективного решения
проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений.
Рис.6. Система взаимодействия службы ПОО при эффективном трудоустройстве1

Комментариев нет:

Отправить комментарий